Выставка CEATEC, традиционно
проходящая в начале октября в пригороде Токио, хоть и имеет
международное значение, тем не менее, ориентирована преимущественно на
японского потребителя и японские компании. Первые могут ознакомиться как
с продуктами уже присутствующими на рынке, так и концептами ближайшего и
отдаленного будущего. Вторые — посмотреть на достижения конкурентов и
подыскать партнеров среди больших и не очень больших компаний,
представляющих, кроме Японии, еще десятка два стран. Для компании
Panasonic эта выставка является традиционным поводом, чтобы собрать
журналистов со всего мира — несколько делегаций от регионов или стран, —
и продемонстрировать им самые значимые достижения компании. В первой
части данной статьи мы рассмотрим трехмерный кинотеатр от Panasonic,
вторая часть будет посвящена новой и очень интересной цифровой
фотокамере LUMIX DMC-GF1.
Главный павильон Panasonic на CEATEC.
Индустрия развлечения не имеет права долго топтаться на одном месте, она
должна постоянно открывать пользователям новые впечатляющие возможности
и стимулировать приобретение устройств и контента, их реализующие. Если
ограничится технологиями визуализации, доступными для домашнего
индивидуального использования, то ближайшими приемниками господствующего
ныне Высокого разрешения (Full HD) стоит рассматривать Очень Высокое
разрешение и трехмерное (3D) видео. Примерами технологии Очень Высокого
разрешения могут служить видеопроекторы, чье разрешение в несколько раз
превышает Full HD, и, например, 103-дюймовая пламенная панель от
Panasonic с разрешением 3840 на 2160 пикселей (4K2K),
демонстрировавшаяся на CEATEC 2009. Впрочем, Очень Высокое разрешение
вряд ли в ближайшее время займет место локомотива индустрии. Причин как
минимум две. Во-первых, увеличение разрешения в несколько раз потребует
глобальной замены всех звеньев цепочки от поставщика контента до
потребителя: нужно будет разработать новые носители, устройства их
воспроизводящие и устройства отображения. Причем незначительными
переделками и усовершенствованиями тут уже не обойтись. Во-вторых, и
это, пожалуй, самый важный момент, увеличение разрешение выше Full HD не
дает вау-эффекта, попросту не впечатляет зрителя, поэтому его будет
трудно убедить в необходимости дорогостоящего апгрейда видеоаппаратуры.
Хорошим подтверждением вышесказанного являлся стенд с упомянутой
«плазмой» 4K2K — большинство посетителей равнодушно проходили мимо,
обращая больше внимания на девушек, и только те, кто в теме, на минутку
задерживались, но разочарованные тем, что источником сигнала был обычный
BD-плеер, а значит, и демонстрации истинного разрешения 4K2K не было,
переходили к другому стенду.
Тогда как в демокомнаты и закутки с 3D-кинотеатрами народ стоял в
длинных очередях. И подобных очередей было много. Если на прошлогодней
выставке CEATEC, помнится, был только 3D-кинотеатр от Panasonic на
основе плазменной панели 103-дюйма, и еще в парочке мест демонстрировали
3D-дисплеи, то на CEATEC 2009 3D-видео было, пожалуй, главной темой.
Компания Mitsubishi показывала трехмерный проекционный DLP-телевизор и
DLP-проектор, работающий в 3D-режиме, компании Sharp, Sony и Toshiba —
3D-LCD-телевизоры, а Panasonic — 3D «плазмы». По количеству 3D-шоурумов
Sony была впереди всех — их было порядка десяти, что составляло большую
часть экспозиции этой компании. На павильоне Panasonic под 3D было
отведено примерно 1/4 всей площади, и на этот раз 103-дюймового 3D
флагмана поддерживали более доступные массовому потребителю 50-дюймовые
трехмерные плазменные панели с разрешением Full HD.
Несмотря на то, что принципов формирования 3D-видео известно несколько, и
большинство уже реализовано в прототипах или даже активно продающихся
устройствах, наибольшее распространение в обозримом будущем получит, по
всей видимости, затворный метод, в котором используются активные очки,
синхронизированные с выводом изображения на экран и попеременно
открывающие картинку для правого и левого глаза. Достоинств у этого
принципа несколько: не уменьшается разрешение картинки (ну или нет
необходимости увеличивать разрешение устройства отображения),
сохраняется полноцветность изображения, для реализации принципа
требуется незначительная доработка существующих устройств отображения
плюс относительно недорогие активные очки и устройство синхронизации.
Без недостатков, конечно, не обошлось: во-первых, смотреть
3D-изображение нужно в очках, во-вторых, желательно выводить видео с
повышенной частотой кадров, так как для каждого глаза она уменьшается в
два раза, и, в-третьих, периодическое и попеременное перекрывание
картинки для глаз может приводить к нежелательному стробоскопическому
эффекту. Именно затворный метод использовался в трехмерных кинотеатрах
перечисленных выше компаний. Мы воспользовались шансом сравнить
реализацию затворного принципа формирования 3D с использованием
различных технологий. Все три демонстрировавшиеся технологии — DLP, ЖК
(LCD) и плазменная (PDP) — на современном этапе способны создавать
трехмерное изображение с помощью активных очков. Можно было бы еще
добавить лазерный телевизор от компании Mitsubishi, так как для него
заявлена поддержка 3D, но на выставке он работал в обычном, «плоском»
режиме, поэтому его 3D-возможности оценить не удалось. Несмотря на то,
что, в целом, качество 3D-видео было на высоте во всех шоу-румах,
которые мы посетили, можно отметить ряд особенностей: 3D DLP-дисплей
характеризуется наличием эффекта «радуги», традиционно присущего
DLP-проекторам с вращающимся светофильтром, на ЖК и плазменных панелях
«радуги», разумеется, не было, но многие отмечали, что плазменные
дисплеи Panasonic лучше передают быстрые движения, чем ЖК-телевизоры
конкурентов. Что ж, хороший повод рассмотреть 3D-решение от Panasonic
подробнее.
От изображения на экране зритель, прежде всего, хочет получить высокую
степень реалистичности. Плазменные дисплеи обладают рядом врожденных
особенностей, позволяющих достигнуть требуемого результата, в том числе и
при демонстрации трехмерного изображения: цена на PDP больших размеров
относительно невысока, «плазмы» демонстрируют контрастную картинку с
отличной цветопередачей, а высокая скорость формирования изображения
позволяет создавать реалистичную 3D-картинку. Впрочем, чтобы уменьшить
возможные перекрёстные искажения, возникающие в том случае, если
изображение, предназначенное для одного глаза, частично передается на
другой, в новых плазменных панелях Panasonic применяется люминофор с
укороченным послесвечением и используется измененная импульсная
последовательность.
Кроме того, в алгоритм работы затворных очков введен темновой период,
помогающий лучше разделить картинку для обоих глаз.
Заметим, что, несмотря на обещанный коэффициент разделения очков более
1000:1, на очень контрастных границах объектов иногда можно было увидеть
двоение, так что еще есть, над чем поработать. Для синхронизации работы
очков с выводом изображения используется беспроводная система на основе
ИК-излучателей. На фотографии ниже — это две коробочки с красными
светофильтрами, расположенные справа и слева от контрольного блока
SU-ZT1 беспроводной аудиосистемы.
Кстати, работу ИК-излучателей легко отследить при съемке фото- или
видеокамерой без ИК-фильтра перед матрицей. На следующей фотографии
представлен один из вариантов активных очков от Panasonic.
Поводок — это защита от кражи, а вовсе не провод синхронизации. Видно,
что в момент съемки светофильтр перекрыл изображение для левого глаза.
Отметим, что компания Panasonic представила не просто 3D-плазменную
панель, а прототип комплекта для домашнего трехмерного кинотеатра.
Помимо упомянутых 50-дюймовой панели и активных очков комплект включает в
себя и 3D Blu-ray-плеер.
Этот плеер обеспечивает воспроизведение и передачу видеоизображения с
разрешением 1920 на 1080 пикселей и с частотой 120 кадр/с (по 60 кадр/с
для каждого глаза). В качестве интерфейса, соединяющего плеер и панель,
используется уже привычный HDMI, версия 1.4 которого поддерживает
двухканальную передачу Full HD видео 60 кадр/с и служебную информацию,
необходимую для корректного воспроизведения 3D. Если с HDMI все ясно — версия 1.4 утверждена и
скоро будут опубликованы спецификации теста на совместимость с этой
версией, — то над стандартом 3D Blu-ray-дисков (3D Expanded Standard)
ассоциация Blu-ray Disc (BDA) еще работает, но его принятие не за
горами. Такие диски должны не только хранить Full HD видео для каждого
глаза, но и обязательно быть совместимыми с обычными Blu-ray-плеерами.
Очевидно, что записываемый объем информации на 3D Blu-ray-дисках
увеличивается, по сравнению с обычными при той же длительности фильма.
Однако объема двухслойного BD на 50 Гбайт должно хватать на 3-х часовой
трехмерный фильм с дополнительными материалами, при условии, что поток
увеличивается не в 2 раза, а в 1,4-1,5, так как кадры для правого и
левого глаза частично совпадают. Компания Panasonic планирует выйти на
рынки Японии, США и Европы со своим 3D-кинотеатром уже в весной 2010
года, но конкретные сроки зависят от принятия 3D Expanded Standard.
Востребованность и, в конечном счете, окупаемость 3D-систем напрямую
зависит от наличия 3D-контента. Кстати, от типа и качества контента
очень зависит реалистичность восприятия. Например, 3D-кино с низкой
частотой кадров (традиционные 24 кадр/с) на 3D-дисплеях с затворной
технологией смотрятся не очень хорошо из-за выраженного строба,
демонстрационные ролики часто слишком перебарщивают с быстро
двигающимися виртуально очень близко от зрителя объектами, в результате
чего иногда теряется синхронизация и трехмерность. Лучше всего смотрятся
трехмерные игры, так как игровой движок может создавать
последовательность кадров с частотой 60 Гц для каждого глаза и действие
обычно происходит на достаточном удалении от зрителя. В компании
Panasonic делают ставку на трехмерные игры и трехмерное кино как на
основной способ популяризации 3D-видео. И если в поддержке игровой
индустрии Panasonic как-то не замечена, то в области создания кино
совсем иначе.
В голливудской лаборатории Panasonic (Panasonic Hollywood Laboratory),
основной задачей которой уже несколько лет является авторинг дисков
Blu-ray, к настоящему моменту введена в строй система авторинга 3D
Blu-ray-дисков, включающая в себя аппаратное и программное обеспечение, в
том числе верификационные 3D-кинотеатры на основе плазменной и
проекционной технологий.
Ближайшим значительным событием, способствующим продвижению
3D-технологий, станет выход 18 декабря кинофильма Джеймса Камерона
(James Cameron) под названием AVATAR. Фильм будет представлен как в 2D,
так и в 3D-формате. Компания Panasonic, являясь эксклюзивным аудио-видео
партнером, обеспечивала создателей фильма новейшими разработками в
области аудио/видеооборудования. Некоторые виды подобного оборудования
демонстрировались на CEATEC 2009. Это: двухлинзовая профессиональная
стереовидеокамера,
мобильные 3D-рекордеры
и профессиональные мониторы.
Камера и рекордеры в качестве носителей используют компактные и надежные
карточки P2,
что позволяет гибко и эффективно использовать эти камеры и рекордеры при
съемках вне студии.
Как нам кажется, компании Panasonic также следовало бы обеспечить
возможность самим пользователям создавать 3D-контент с помощью бытовых
стереовидео/фотокамер. Возможно, разработка подобных устройств в
компании уже ведутся, но на выставке их не было.
К настоящему моменту в 3D снято порядка 50 фильмов, которые можно издать
на 3D Blu-ray-дисках, а до конца 2010 к выпуску намечено еще как
минимум 12 значимых тайтлов трехмерных фильмов (в Голливуде). Есть
хорошие перспективы и у трехмерного телевидения, тестовые трансляции
которого уже ведутся. В общем, можно прогнозировать, что 3D-видео придет
в каждый дом если не завтра, то уже совсем скоро, и большая заслуга в
этом будет принадлежать компании Panasonic.
|